Центр Финансового Образования .RU

Чек сражается с наличным долларом

статей / Дорожные чеки
Прислал admin 14 Мар, 2005 г. - 19:48

Светлана Барсукова, "РосБизнесКонсалтинг" [1]
Эксперты прогнозируют в этом году резкое увеличение объема продаж чеков в России. Но еще не скоро этот инструмент станет здесь полноценной заменой наличных денег



Чеки продолжают вытеснять наличную валюту. Если в прошлом году крупнейший оператор рынка Сбербанк продал чеков на сумму 270 млн долл, то в этом году, по прогнозам, продажи вырастут в несколько раз. Наиболее активно «уходят» чеки компании American Express (AmEx). В некоторых регионах рост их продаж составлял почти 500%, что объясняется легко – платежная система проводит рекламную акцию, по которой при покупке и продаже чека не взимается комиссия. Таким образом эта компания пытается приучить российского потребителя к своему продукту и, приручив клиента, завоевать существенную долю на этом формирующемся рынке России. Вместе с ростом продаж чеков плавно снижается оборот наличной валюты. Тем не менее, по мнению специалистов, чек вряд ли сможет полностью вытеснить иностранную наличность. Этому помешают российские законы и российский менталитет.

Сейчас крупнейшими эмитентами чеков в России являются компании Thomas Cook MasterCard и American Express. Они не раскрывают официальных данных о своих объемах продаж в России. О том, каково положение вещей, можно судить лишь по сведениям, которые дают банки. Так, по данным крупнейшего продавца чеков в России Сбербанка, в прошлом году он продал чеков на 270 млн долл, что в 1,9 раза больше, чем в 2003 г. Прирост объемов был обеспечен в основном за счет продаж в регионах Дальнего Востока, Сибири и Урала, темпы роста операций в которых превысили в прошлом году 210-450%. Столь внушительные показатели, по словам представителей Сбербанка, обеспечили чеки компании AmEx, что объясняется легко: это единственная компания, которая в прошлом году отменила комиссию при покупке и продаже своих чеков.

В этом году объем продаж чеков увеличится. Как сообщил RBC daily директор по чекам и предоплаченным продуктам American Express в России и СНГ Алексей Маслов, рекордный рост будет обеспечен за счет регионов. Стратегически важными для компании он считает Северо-Запад, Поволжье, Урал, Дальний Восток. По его словам, во-первых, эти территории обладают огромным потенциалом, а, во-вторых, AmEx в сентябре начала общенациональную рекламную кампанию, которая, по его мнению, должна существенно увеличить продажи в регионах. До этого она рекламировала себя только в Москве и Санкт-Петербурге.

В основном AmEx упирает на то, что при помощи ее чеков удобно вывозить деньги за границу. «Вы приезжаете за границу, идете на пляж. Наличные деньги брать опасно из-за угрозы потери или кражи. А с чеками вам это не угрожает», – продолжает Алексей Маслов из American Express. К тому же, по словам г-на Маслова, в чеках также удобно хранить сбережения дома. Дело в том, что в случае потери или кражи чека его обладатель может обратиться в банк и в течение непродолжительного времени (обычно сутки) вернуть свои сбережения, что невозможно в случае потери наличных сбережений. Казалось бы, это должно быть чрезвычайно актуально в России с учетом статистики, согласно которой сейчас россияне хранят «под матрасами» 40-60 млрд долл.

Однако специалисты не видят большого будущего для хождения чеков в России. Во-первых, чек, по российским законам, не может использоваться в качестве платежного инструмента, что делает малоперспективной его конкуренцию с пластиковыми картами. Во-вторых, хранение денег на чеках – не дешевое удовольствие, которое у конкурентов AmEx «стоит» 0,5-2% от номинала. Впрочем, AmEx также скоро последует их примеру, поскольку заявленный срок «безкомиссионной» акции продлится до декабря 2005 г. Что касается цифр, иллюстрирующих стремительный рост популярности чеков в регионах, то специалисты воспринимают его спокойно. Как сообщил RBC daily заместитель председателя «Абсолют Банка» Олег Скворцов, приведенные цифры являются очень относительными. «Если в прошлом году банк-партнер этой платежной системы продал один чек, а в этом десять, то можно рапортовать, что произошел 1000%-ный рост. В данной ситуации важны абсолютные цифры», – сообщил он. А именно эти цифры, как уже отмечалось, составляют главную коммерческую тайну платежных систем.

Также Олег Скворцов считает, что хотя серьезные темпы роста по этим операциям действительно наблюдаются, они, тем не менее, не носят массового характера. Поэтому он считает, что чек в России вряд ли вытеснит наличный оборот. «Кроме того, существуют и векселя, и денежные переводы, и пластик», – подчеркивает он. Кроме того, он думает, что чек займет свою нишу, но это будет специфическая и достаточно узкая группа – люди, которые выезжают за границу.

Похожего мнения придерживается и начальник управления организации розничных услуг банка «Авангард» Константин Гринглоз. Он также убежден, что в России перевод денег в чеки заинтересует только выезжающих за границу. «Это удобное средство для вывоза денег. А как в средство хранения наличных денег я в этот инструмент не верю», – сообщил RBC daily г-н Гринглоз. При этом опрошенные RBC daily специалисты затруднились сказать, сколько процентов от объема наличных долларов в России через год-два будет переведено в чеки. По мнению одних, эта цифра составит порядка 10%, но никак не выше. Другие считают, что это будет «ничтожно малый процент».

Отдел компаний



Эта статья опубликована на сайте Центр Финансового Образования .RU
  http://www.fintraining.ru/

URL этой статьи:
  http://www.fintraining.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=524

Ссылки в этой статье
  [1] http://www.rbcdaily.ru/