Центр Финансового Образования .RU

IPO для больших и маленьких

статей / Первичное размещение
Прислал admin 11 Янв, 2005 г. - 13:40

Андрей Школин, "Финанс" [1]
В 2004 году IPO провело столько российских компаний, сколько за предыдущие восемь лет. На самом деле не все так радужно: речь идет лишь о пяти размещениях. В наступившем году их должно стать больше.


Резкое увеличение количества IPO связывают с тем, что российские компании и сам рынок доросли до нового этапа развития. Несмотря на то что число размещений в 2004 году было раза в два меньше прогнозируемого (например, аналитики МДМ-банка говорили о десяти возможных IPO), их количество все же возросло: четыре IPO на российском рынке и одно на Нью-Йоркской фондовой бирже по сравнению с одним размещением в 2003 году холдинга «Аптечная сеть 36,6». Многие российские компании уже сейчас готовы к предложению своих акций на бирже (см. «Ф.» № 23 от 14.06.04). Компания Ernst & Young прогнозирует, что еще три-четыре удачных IPO и на рынке возникнет цепная реакция.

Несмотря на то что такая прозрачная компания, как «Юкос», была практически уничтожена властями, другие российские компании и сегодня стремятся открыться перед инвестором и привлечь его внимание. В том числе к своим акциям. Это происходит по двум причинам. Во-первых, с ростом учетной ставки в США увеличивается стоимость заимствований за рубежом. И если до сих пор компании отказывались от проведения IPO, например, в пользу выпуска облигаций, то теперь все меняется. Во-вторых, в следующую пятилетку никто не ожидает таких темпов роста стоимости компаний, как после августа 1998 года. Следовательно, их владельцы начнут более охотно расставаться со своими акциями.

Наиболее положительная тенденция IPO-2004 заключается в том, что все компании, выходившие на российский рынок со своими акциями, предлагали инвесторам большие пакеты (самый маленький объем был у концерна «Калина», разместившего в конце апреля 33% акций примерно за $62 млн). То есть новые акции сразу становились ликвидными — биржевые сделки с ними проходят практически каждый день. Для сравнения, IPO прошлых лет: объем размещения РБК в 2002 году составил всего $13,3 млн, «Аптечной сети 36,6» в 2003-м — $14,4 млн, а торгов по акциям последней не проводилось в течение полугода. «Компании, ранее выходившие на публичный рынок, не достигали размеров, позволяющих проводить эффективные размещения, — говорит Игорь Потапенко из консалтинговой компании TRC. — А сейчас развитию бизнеса и привлечению инвестиций способствует устойчивая макроэкономическая ситуация».

При анализе прошедших IPO (см. таблицу) можно заметить, что все эти компании не принадлежат к нефтегазовому или сырьевому секторам. Здесь Россия несколько отличается от остального мира. По данным компании Ernst & Young, в 2003 году 17% всех мировых IPO было проведено компаниями энергетического и сырьевого секторов. Сырьевые компании с активами в России, готовые провести IPO, до сих пор специально регистрировались за рубежом и предпочитали размещать свои акции в секции альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи. Такую схему использовали в основном золотопромышленные компании, которые, несмотря на иностранные названия и регистрацию, ведут добычу только в России. Например, Peter Hambro Mining, чей основной актив — 97,7% акций ОАО «Покровский рудник», или Highland Gold Mining — вторая после «Норильского никеля» компания по запасам золота, все месторождения которой находятся в России.

Самая свежая тенденция IPO-2004 связана с первичным размещением акций девелопера «Открытые инвестиции». В России свои акции начинают предлагать компании, которые уже с момента своего создания целенаправленно проводят подготовительные для IPO процедуры: готовят отчетность по МСФО, проводят аудит «первой четверкой», работают над прозрачностью организационной структуры. «Открытые инвестиции» с самого начала планировались как прозрачная и публичная структура", — заявили «Ф.» в руководстве компании. Эта тенденция тесно связана с другой — постепенное превращение российских финансово-промышленных групп в фонды прямых инвестиций (ФПИ). О том, что его бизнес — это производство «голубых фишек», не раз заявлял глава «Интерроса» Владимир Потанин. И «Открытые инвестиции», по-видимому, первая из них. Управляющий директор AIG-Brunswick Millennium Fund Иван Родионов считает, что отечественные ФПГ и раньше мало отличались от фондов: «Цель ФПИ состоит в увеличении стоимости компании. Фонд на этапе выхода из проекта получает созданную дополнительную стоимость. Такая же цель ставилась для многих сделок, проведенных ФПГ в течение последних пяти лет». Недавний пример подобного инвестирования — покупка фондом «Ренова-Капитал» 37% акций фармацевтической компании Natur Produkt Holdings.

Между тем именно IPO является одним из трех путей выхода фонда прямых инвестиций из проекта. Правда, пока российские ФПИ предпочитали оставшиеся два: продажу акций стратегическому инвестору или менеджменту. Но ситуация меняется, и сегодня можно прогнозировать увеличение числа IPO именно за счет ФПГ и фондов. В свою очередь это благотворно повлияет и на рынок инвестирования в высокотехнологичные компании. «Мы не можем инвестировать, например, в биотехнологии, — жаловался корреспонденту „Ф.“ полгода назад руководитель одного из фондов венчурных инвестиций, работающих в России. — В этой сфере надо вкладываться в идею, в start-up. На Западе процесс инвестирования в высокотехнологичные компании происходит так: на деньги фонда создается образец продукта, проводятся его испытания. А потом, после получения положительных результатов, фонд размещает акции компании на фондовой бирже, при этом выходя из проекта. В России же отсутствует последняя стадия — рынок IPO».



Эта статья опубликована на сайте Центр Финансового Образования .RU
  http://www.fintraining.ru/

URL этой статьи:
  http://www.fintraining.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=407

Ссылки в этой статье
  [1] http://www.finansmag.ru/