Центр Финансового Образования .RU

Финансы на длинных дистанциях

статей / Образование
Прислал admin 20 Апр, 2011 г. - 13:11

Маргарита Арановская, Финанс. [1]

Курсы. Финансовое образование за три месяца и несколько тысяч рублей? За домашним компьютером? Эксперты утверждают, что преимущества дистанционной формы обучения перевешивают недостатки.


Три очевидных преимущества дистанционного финансового образования: доступность, гибкость и стоимость. Его можно получить из любой, даже самой удаленной точки мира, лишь бы там был интернет. Учиться можно в любое время, по своему собственному графику, не подстраиваясь под преподавателя и других участников процесса обучения. И обходится значительно дешевле очного из-за отсутствия таких затрат, как аренда помещения и инфраструктуры, почасовые гонорары преподавателям и т.п. При этом учебный материал, используемый в дистанционных технологиях, может быть многократно расширен за счет обмена информацией между вузами, ученым сообществом, организациями внутри сети, что опять же не требует затрат. Поэтому сегодня оно становится если и не альтернативой обычному образованию, то хотя бы вариантом для тех, кому оно недоступно.

Широка страна моя родная. Сегодня актуально говорить уже не о преимуществах дистанционного финансового образования, а о его насущной необходимости, так как в стране необходимо повышать уровень финансовой грамотности в массовом порядке. «Культура финансовой деятельности в России почти отсутствует, – утверждает Сергей Тенитилов, директор Института дистанционного обучения РосНОУ. – Примеры этого: повсеместное неисполнение бюджета; неумение специалистов, особенно регионального уровня, управлять финансовыми потоками; отсутствие адекватной системы контроля над расходованием средств. Иначе говоря, если на Западе многими финансовыми вопросами занимаются финансовые менеджеры, то у нас остался кондовый бухгалтер, что, в конечном итоге, отражается и на эффективности всей экономики».

Наряду с этим существуют и другие проблемы, решить которые помогло бы дистанционное образование, например, отсутствие в регионах развитых школ подготовки финансистов. Их наличие, как правило, – это удел крупных промышленных городов, но таких в России не так уж и много, а территория огромная. «Как и любой другой специалист, финансист должен проходить переподготовку и повышать квалификацию, уровень образования, – продолжает Тенитилов. – При классическом подходе решение этих задач будет весьма затратным, поскольку связано с отрывом людей от работы и поездками в крупные города. Дистанционные технологии позволяют это исключить, но достигнуть хорошего результата. Помимо этого, мы получаем возможность использовать потенциал крупных научных школ, ведущих специалистов без отрыва их от места постоянного нахождения».

Цена вопроса. Рынок услуг по предоставлению дистанционного финансового образования сегодня развит, и найти организацию, его предоставляющую, достаточно легко. Дистанционные технологии предлагают (или, по крайней мере, пытаются это делать) многие вузы. Есть и те, кто пытается сделать дистанционную технологию основной. Кроме того, на рынке работают независимые фирмы, предоставляющие свои собственные авторские курсы – например, Центр финансового образования. «В интернете легко найти множество предложений в сфере дистанционного образования, – рассказывает его директор Сергей Спирин. – Как правило, оно стоит дешевле аналогичных программ очного образования (если только не сравнивать с программами, спонсируемыми государством) в силу отсутствия множества затрат, например на аренду помещений».

Разброс цен большой: как правило, чем больше участие преподавателя и чем он квалифицированнее, чем больше контроля над учащимися, а также чем раскрученнее брэнд вуза или другой образовательной организации, тем выше и цена. Например, программы известных вузов, предусматривающие большое количество часов занятий в виртуальном классе, требуют дополнительного технического обеспечения, а потому будут, пожалуй, самыми дорогими. Тем не менее, даже они обойдутся студенту в 2–3 раза дешевле, нежели при привычном способе получения образования. Например, простейший курс от независимого центра обучения по управлению личными финансами, инвестициям в ценные бумаги обойдется всего в несколько тысяч рублей и займет по срокам не больше трех месяцев. При этом весь процесс общения с преподавателем ограничится перепиской по электронной почте, а также общением на закрытых электронных форумах и в чатах. Реже используются технологии, предоставляющие возможность общения в on-line в видеорежимах вроде Skype или вебинаров.


Образование для взрослых. Понятно, что дистанционная форма обучения подходит не всем. Теоретически дистанционно можно получить любой уровень образования, в том числе и высшее, но, по мнению экспертов, все-таки для базового уровня предпочтительнее классическое очное обучение. Объясняется это тем, что взрослые учащиеся более организованны, чем недавние выпускники школ, поэтому форматы программ, использующих интернет-обучение, легче реализуемы в образовании, если оно уже дополнительное. «Современные информационные технологии, конечно, позволяют изменить процесс передачи знаний, сделать его более гибким, насыщенным, удобным для обучающегося, – отмечает Елена Дивногорцева, директор Центра дистанционных образовательных технологий института МИРБИС. – Но в среде специалистов e-learning есть поговорка: «Научить с помощью e-learning нельзя. Научиться с помощью e-learning можно». Не у всех учащихся есть тот уровень самоорганизованности, который необходим для обучения в таком формате».

В финансисты я б пошел... Все эксперты едины во мнении, что распространение дистанционного финансового образования будет расти, так как отвечает сегодняшним веяниям. Потребность в получении информации, общении, самореализации все чаще удовлетворяет интернет. «Современный учащийся просто не понимает, зачем преподаватель на очных занятиях пересказывает то, что быстрее просто прочесть, – говорит Елена Дивногорцева. – Люди обмениваются информацией в виде файлов и ссылок, а потом эту информацию обсуждают очно или на интернет-форумах. Лучшие программы смешанного обучения именно такой стиль жизни современного учащегося и используют».

Часто преимуществом очного обучения называют «тусовку», возможность знакомств и наработки связей между учащимися. Многие именно это считают «фишкой» западных программ MBA. Однако сторонники дистанционного образования утверждают, что при правильной организации процесса обучения коллективное обсуждение материалов легко проводить и в дистанционной форме, а форумы и чаты становятся местом знакомств и заведения связей и полезных знакомств, причем их география не ограничивается регионом проживания.

«Курсантами нашего Центра финансового образования стали уже свыше тысячи человек, поток курсантов вполне сравним с факультетом среднего по размеру вуза, – делится Сергей Спирин. – Хотя все зависит от спроса на конкретные программы, качества продукта и грамотных маркетинговых мероприятий. Сейчас дистанционное образование, по большей части, бизнес. То, что имеет спрос и грамотно продается, чрезвычайно востребовано. Но если же попытаться просто «тупо» переводить имеющиеся программы в дистанционный вид, то далеко не все из них окажутся востребованы».

По словам Сергея Тенитилова, только зимой Институт дистанционного обучения РосНОУ ИДО окончили более 1,8 тыс. человек. Однако, по его мнению, для вуза дистанционная технология не должна быть единственной. Она должна развиваться вместе с классической, тогда можно обеспечить и привлекательность, и эффективность. Дистанционная форма обучения обеспечивает доступность, оперативность, гибкость, инновационность, классическая – фундаментальность, сохранение и развитие научного потенциала, наличие подготовленных педагогических кадров.

Переход в онлайн. Эксперты предполагают, что в ближайшие пять – десять лет в дистанционном варианте получат распространение программы уже не только дополнительного, но и основного образования, причем не только высшего, но даже среднего школьного. А соответственно, и ограничений на получение финансового образования таким способом не будет, можно будет выбирать и любой уровень (первое, второе, дополнительное, МВА, долгосрочное, краткосрочное), и квалификацию (специалист, руководитель финансовых служб или CFO). Правда, произойдет это не сразу.

«На Западе программы дистанционного высшего образования уже используются, никаких препятствий на этом пути не существует, – говорит Сергей Спирин. – Однако на практике должен пройти переходный период адаптации программ к дистанционному виду, который трудоемок и, скорее всего, потребует до нескольких лет. Поэтому в первую очередь на дистанционные рельсы будут переводиться программы, на которые уже сейчас существует коммерческий спрос. За ними – все остальные».

Источник [2]


Эта статья опубликована на сайте Центр Финансового Образования .RU
  http://www.fintraining.ru/

URL этой статьи:
  http://www.fintraining.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=2864

Ссылки в этой статье
  [1] http://finansmag.ru
  [2] http://www.finansmag.ru/96886/