Центр Финансового Образования .RU

Повелитель мух

статей / Бизнес
Прислал admin 14 Дек, 2006 г. - 15:27

Оксана Гончарова, "Ведомости" [1]

Товар, продажей которого занимается 22-летний киевлянин Илья Вологин, ядовит, чешуйчатокрыл и членистоног. Вологин — владелец фермы насекомых. Его бизнесу всего два года, и только в 2005 г. он вырос втрое.


Семисантиметровая бабочкохвостая сколопендра — $30. Бабочка “павлиноглазка атлас” с размахом крыльев 30 см — $70. Пара подростков-скорпионов вида Heterometrus spinifer (агрессивный характер; опасны) — $56. “В 14 лет я собрал собственную коллекцию жуков и бабочек — всего около 400 видов, — вспоминает Вологин, который только что получил диплом переводчика на романо-германском факультете Киевского университета им. Шевченко. — И вот, как-то случайно наткнувшись на нее, подумал, почему бы не возобновить увлечение”. Познакомившись через Интернет с одним чешским коллекционером, Вологин взял из собственных сбережений $500 и отправился к тому за первой партией пауков-птицеедов. Самых взрослых из них вскоре продал, возместив первоначальные расходы, а малышей оставил для выведения нового потомства.

Но чтобы поставить производство на поток, требовалось специальное помещение. Небольшой загородный участок в 30 соток пришелся как нельзя кстати. Собственными усилиями он переоборудовал его в ферму, нанял первых сотрудников и в 2004 г. зарегистрировался как частный предприниматель.

Не жужжать

Сегодня “Багдизайн” предлагает до 300 видов членистоногих. Компания продает не только пауков, но и бабочек, тараканов, муравьев, жуков, сколопендр. Вначале Вологин пытался сотрудничать с киевскими зоомагазинами, но вскоре понял, что от этого больше вреда, чем пользы. “Торговля живыми насекомыми — бизнес очень специфичный, требующий знаний не только тех или иных видов насекомых, но и условий их содержания, — поясняет он. — Продавцы же большинства магазинов не только не способны объяснить покупателю, что почём, но нередко вообще отказываются от консультаций”. Чтобы иметь возможность общаться с клиентами напрямую, в сентябре этого года Вологин открыл собственный интернет-магазин.

Сегодня основные его покупатели — начинающие собиратели. Обслуживать их непросто. “Тех, кто приобретает насекомое для создания определенного интерьера в доме или офисе, не в последнюю очередь интересует и террариум — он должен быть красиво декорирован”, — говорит Вологин. Другая проблема — посетители “Багдизайна” хоть и любят экзотику, но перед некоторыми видами насекомых испытывают панический страх. “С такими клиентами работать приходится часами, — добавляет он. — Стараемся убедить человека, что паук — тот же хомячок, только с 8 лапками”.

Особенно успешно у Вологина продаются бабочки и скорпионы. Последних, к примеру, преподносят в качестве подарка людям, родившимся под этим знаком зодиака, а бабочек покупают по случаю различных торжеств. Для профессиональных же коллекционеров и энтомологов искусственно разводимые насекомые особой ценности не представляют — за новыми экземплярами они ходят в энтомологические экспедиции или выезжают на специальные ярмарки, поясняет Евгения Пармухина, аналитик департамента маркетинговых исследований группы “Текарт”.

Обороты компании “Багдизайн” невелики. В прошлом году ее чистая выручка составила $15 000, а годом ранее — около $3000. Но с открытием интернет-магазина дела пошли лучше: только за три последних месяца он заработал $10 000, 70% продаж обеспечивают поставки насекомых в Россию.

Несмертельный укус

Добиться массового спроса в такого рода бизнесе не так-то просто, отмечают эксперты. “Это скорее хобби, позволяющее зарабатывать на жизнь, заниматься любимым делом и вертеться в кругу таких же энтузиастов”, — считает Илья Ломакин, исполнительный директор маркетингового агентства Discovery Research Group. “Самые большие объемы продаж приходятся на питомники — они имеют налаженные сбытовые связи, продают как оптовикам, так и частникам”, — соглашается Евгения Пармухина из “Текарта”.

В целом объем рынка торговли насекомыми превышает $300 млн, постоянный спрос на них обеспечивают коллекционеры, которых в мире насчитывается около 4 млн, добавляет Пармухина. Самые дешевые экземпляры стоят порядка $10, самые дорогие — несколько тысяч и даже десятков тысяч долларов. “Оценивая рынок продаж насекомых, нельзя не упомянуть о таких важных сегментах, как продажи насекомых на корм экзотическим животным, рыбам и птицам, — говорит она. — Здесь даже низкие цены из-за объемов поедания выливаются в значительные суммы”.

По словам Михаила Березина, заведующего отделом энтомологии Московского зоопарка, в России компаний, серьезно занимающихся разведением и продажей живых насекомых, нет. Зато в последнее время здесь стала популярной услуга “бабочки в подарок”. “Декоративные бабочки — как цветы, — говорит владелица московской компании "Мир бабочек" Елена Преображенская. — Из них можно делать салют [выпуская из контейнера] или украшать места вечеринки”. Ее компания работает не только в столице, но и в других российских городах и в странах СНГ, а недавно поставила партию бабочек для праздников в Шотландию. Оборот бизнеса Преображенская не разглашает.

Вологин не теряет оптимизма: “Рынок живых насекомых лишь начинает рост, поэтому его доля достаточно мала, но все новое, оригинальное и экзотическое, как показывает опыт, всегда пользуется спросом”.


Эта статья опубликована на сайте Центр Финансового Образования .RU
  http://www.fintraining.ru/

URL этой статьи:
  http://www.fintraining.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1510

Ссылки в этой статье
  [1] http://www.vedomosti.ru/